К наивному (самодеятельному) искусству относиться традиционное искусство народных мастеров, а также художников-самоучек, которое выражается в творческой непосредственности, в особом задушевном взгляде на мир, в подражании профессиональным "большим" стилям (на грани их пародирования), в тесной связи с поэтикой фольклора. Как особое направление, оно окончательно оформляется лишь в XX в., когда всемирно возрос общеэстетический и коллекционерский интерес к таким художникам, как А. Руссо, Н. Пиросманашвили, М. А.Примаченко, И. Генералич.
Типичный представитель данного направления – глазовчанин Роальд Александрович Горбушин. В его скульптурах отражена особая идея, сохраняющая черты мифологического сознания, она формирует картину мира, часто резко отличающуюся от привычной зрителю. С одной стороны, он обращается к первоисточнику, открывая как бы заново мир, а с другой стороны его творчество социально обусловлено, что отражается в выборе автобиографических сюжетов. На виртуальной выставке представлены женские образы, созданные скульптором в 1960-е – 2000-е годы. Коллекцию на хранение в музей передала племянница художника - Борщёва Ольга Семёновна.
Горбушин Роальд Александрович родился 2 мая 1933 года в селе Укан Ярского района Удмуртской республики в семье сельского учителя Александра Артемьевича.
Имя мальчику было дано в честь выдающегося полярного исследователя Руаля (Roald) Амундсена, что, как показала дальнейшая жизнь, и определило его судьбу.
Когда Роальду исполнилось 2 года (1935 году) семья переехала в г. Глазов. Он с детства любил наблюдать за жизнью живых существ, всегда подбирал бездомных собак, хотел стать великим натуралистом, отчего и зародилось в нем стремление сохранить мгновения быстротекущей жизни. Заниматься резьбой по дереву он начал уже в юности. Основным материалом служили разные березовые кап и капокорешок Кроме того, пробовал свои силы в обработке других материалов: известняк, бивни мамонта, клыки моржа, рога лося и марала, мрамор, сердолик, янтарь, медь. Своим кумиром он всегда считал скульптора С.Д. Нефёдова (Эрьзя)
Со школьных лет он начал ходить на охоту с ружьем. Это увлечение переросло в профессию: он поступил в Московский пушно-меховой институт (МПМИ) на специальность биолог-охотовед В 1956г. после окончания Московской ветеринарной академии он уехал на Чукотку, где работал охоторганизатором в Иультинском районе, инженером по морскому зверобойному промыслу и рыбодобыче при райисполкоме. В дальнейшем работал директором охотхозяйства Росохотрыболовсоюза, охотоведом госпромхоза “Денежкин Камень”, инженером-экономистом Центральной Охотустроительной экспедиции Главохоты, зоотехником на ВДНХ, инженером Союзгипролесхоза, инженером-экономистом ЦНИЛ департамента охотресурсов МСХ, старшим научным сотрудником ЦНИЛ Главохоты РСФСР. В 1992 г. Р.А. Горбушин вышел на пенсию. Он является автором нескольких научных публикаций, статей. Роальд Александрович умер 16 января 2011 года.
Роальд Горбушин 1960 г.
Фото Р. Горбушина
В 1956г. после окончания Московской ветеринарной академии он уехал на Чукотку, где работал охоторганизатором в Иультинском районе, инженером по морскому зверобойному промыслу и рыбодобыче при райисполкоме. В дальнейшем работал директором охотхозяйства Росохотрыболовсоюза, охотоведом госпромхоза “Денежкин Камень”, инженером-экономистом Центральной Охотустроительной экспедиции Главохоты, зоотехником на ВДНХ, инженером Союзгипролесхоза, инженером-экономистом ЦНИЛ департамента охотресурсов МСХ, старшим научным сотрудником ЦНИЛ Главохоты РСФСР. В 1992 г. Р.А. Горбушин вышел на пенсию. Он является автором нескольких научных публикаций, статей. Роальд Александрович умер 16 января 2011 года.
Тема женщины всегда занимала особое место в искусстве. К ней обращаются многие поэты, композиторы и художники. Роальд Горбушин в своих скульптурах отразил различные виденье идеала женской красоты:
Первобытная женщина прежде всего – женщина-мать, способная продолжить род, берегиня, хранительница очага.
Скульптура "Первобытная"
Данная скульптура своей позой и формами повторяет костяную статуэтку, относящуюся к верхнему палеолиту, найденную в археологическом памятнике Костёнки, Воронежской области, датируемую 40 тыс. до н.э. Но в отличии от древней скульптуры, в которой голова показана обобщенно в виде утолщения, у авторской детально проработаны черты лица, причёска, увеличены пропорции шеи, и отсутствуют стопы.
Иконографическое изображение женского лица в фас напоминающего образ Богородицы: глубокий взгляд, расширенных глаз придает им выражение строгого, благого покоя и безболезненной печали, далекой от мирской суеты. Голова покрыта мафорией (длинное женское покрывало). Авторская работа отличается от канонического изображения святой: отсутствует нимб, изображено только лицо, отсутствует звезда на мафории, а также нет сокращенных надписей, обязательных на иконах.
Барельеф "Монахиня"
В скульптуре «Древняя Русь» отражено подчиненное положение женщины в типично мужском, патриархальном обществе: глаза смотрят вниз, губы сомкнуты, плечи осунулись, руки опущены вдоль тела, нет намека на движение… Уклад жизни и хозяйство, которым занимались женщины, отсылает современных зрителей к традициям, которые испокон веков существовали в русских деревнях. При этом видна стать и красота фигуры девушки. О том, что она не замужняя говорит, то что ее голова не покрыта, а волосы заплетены в одну косу.
Скульптура "Древняя Русь"
В эпоху СССР женский образ был далек от возвышенно-поэтического восприятия, отчужденное любование женской красотой осталось в прошлом и шло в противовес языку соцреализма. Работы Роальда Горбушина предельно упрощённые, некоторые напоминают шаржи к ним относятся деревянные скульптуры «Смущение», «Двое», «Голова девушки», «Матрёшка».
Скульптура настенная "Матрешка"
Скульптура "Двое"
Скульптура "Смущение"
Скульптура "Голова девушки"
Сам материал зачастую подсказывает автору форму и образы. В руках скульптора буквально оживают обычные лесные коряги, и в результате рождаются настоящие произведения искусства, овеянные поэзией сказок и былин. К таким скульптурам можно отнести сюрреалистическую скульптуру «Женская фигруа» и Скульптуру «Царевна-лебедь» создана по мотивам произведения А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», которая иллюстрирует сюжет борьбы лебедя и орла. Перед зрителем женский силуэт, обрамленный стилизованным изображение поникшего лебедя. Над ним возвышается орёл.
Барельеф "Царевна лебедь"
Скульптура "Женская фигура"
Скульптура Р. Горбушина отражает стилистическое разнообразие искусства с 1960 г. по 2000-е г., - от соцреализма до сюрреализма. В его работах отражены как лирические, так и мифологические образы, как простые открытые, так и «суровые», аскетичные женские портреты. В творчестве Роальда присутствует диссонанс, недосказанность в раскрытии сюжетов, непосредственность восприятия мира...
Возраст: 6+
Сроки проведения: 2016 г.