Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"

Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"
Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"
Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"
Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"
Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"
Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"
Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"
Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"
Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"
Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"
Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"
Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"
Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"
Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"
Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"
Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"
Виртуальная выставка "Наивное искусство. Деревянная скульптура Роальда Горбушина"
Фото: glazovmuseum.ru

К наивному (самодеятельному) искусству относиться традиционное искусство народных мастеров, а также художников-самоучек, которое выражается в творческой непосредственности, в особом задушевном взгляде на мир, в подражании профессиональным "большим" стилям (на грани их пародирования), в тесной связи с поэтикой фольклора. Как особое направление, оно окончательно оформляется лишь в XX в., когда всемирно возрос общеэстетический и коллекционерский интерес к таким художникам, как А. Руссо, Н. Пиросманашвили, М. А.Примаченко, И. Генералич.

Типичный представитель данного направления – глазовчанин Роальд Александрович Горбушин. В его скульптурах отражена особая идея, сохраняющая черты мифологического сознания, она формирует картину мира, часто резко отличающуюся от привычной зрителю. С одной стороны, он обращается к первоисточнику, открывая как бы заново мир, а с другой стороны его творчество социально обусловлено, что отражается в выборе автобиографических сюжетов. На виртуальной выставке представлены женские образы, созданные скульптором в 1960-е – 2000-е годы. Коллекцию на хранение в музей передала племянница художника - Борщёва Ольга Семёновна.








Горбушин Роальд Александрович родился 2 мая 1933 года в селе Укан Ярского района Удмуртской республики в семье сельского учителя Александра Артемьевича.

Имя мальчику было дано в честь выдающегося полярного исследователя Руаля (Roald) Амундсена, что, как показала дальнейшая жизнь, и определило его судьбу.

Когда Роальду исполнилось 2 года (1935 году) семья переехала в г. Глазов. Он с детства любил наблюдать за жизнью живых существ, всегда подбирал бездомных собак, хотел стать великим натуралистом, отчего и зародилось в нем стремление сохранить мгновения быстротекущей жизни. Заниматься резьбой по дереву он начал уже в юности. Основным материалом служили разные березовые кап и капокорешок Кроме того, пробовал свои силы в обработке других материалов: известняк, бивни мамонта, клыки моржа, рога лося и марала, мрамор, сердолик, янтарь, медь. Своим кумиром он всегда считал скульптора С.Д. Нефёдова (Эрьзя)
















Фотография Роальда Александровича Горбушина

Со школьных лет он начал ходить на охоту с ружьем. Это увлечение переросло в профессию: он поступил в Московский пушно-меховой институт (МПМИ) на специальность биолог-охотовед В 1956г. после окончания Московской ветеринарной академии он уехал на Чукотку, где работал охоторганизатором в Иультинском районе, инженером по морскому зверобойному промыслу и рыбодобыче при райисполкоме. В дальнейшем работал директором охотхозяйства Росохотрыболовсоюза, охотоведом госпромхоза “Денежкин Камень”, инженером-экономистом Центральной Охотустроительной экспедиции Главохоты, зоотехником на ВДНХ, инженером Союзгипролесхоза, инженером-экономистом ЦНИЛ департамента охотресурсов МСХ, старшим научным сотрудником ЦНИЛ Главохоты РСФСР. В 1992 г. Р.А. Горбушин вышел на пенсию. Он является автором нескольких научных публикаций, статей. Роальд Александрович умер 16 января 2011 года.




















Роальд Горбушин 1960 г.

Фото Р. Горбушина 
В 1956г. после окончания Московской ветеринарной академии он уехал на Чукотку, где работал охоторганизатором в Иультинском районе, инженером по морскому зверобойному промыслу и рыбодобыче при райисполкоме. В дальнейшем работал директором охотхозяйства Росохотрыболовсоюза, охотоведом госпромхоза “Денежкин Камень”, инженером-экономистом Центральной Охотустроительной экспедиции Главохоты, зоотехником на ВДНХ, инженером Союзгипролесхоза, инженером-экономистом ЦНИЛ департамента охотресурсов МСХ, старшим научным сотрудником ЦНИЛ Главохоты РСФСР. В 1992 г. Р.А. Горбушин вышел на пенсию. Он является автором нескольких научных публикаций, статей. Роальд Александрович умер 16 января 2011 года.

        Тема женщины всегда занимала особое место в искусстве. К ней обращаются многие поэты, композиторы и художники. Роальд Горбушин в своих скульптурах отразил различные виденье идеала женской красоты:



Первобытная женщина прежде всего – женщина-мать, способная продолжить род, берегиня, хранительница очага.
Скульптура "Первобытная"
Данная скульптура своей позой и формами повторяет костяную статуэтку, относящуюся к верхнему палеолиту, найденную в археологическом памятнике Костёнки, Воронежской области, датируемую 40 тыс. до н.э. Но в отличии от древней скульптуры, в которой голова показана обобщенно в виде утолщения, у авторской детально проработаны черты лица, причёска, увеличены пропорции шеи, и отсутствуют стопы.

Иконографическое изображение женского лица в фас напоминающего образ Богородицы: глубокий взгляд, расширенных глаз придает им выражение строгого, благого покоя и безболезненной печали, далекой от мирской суеты. Голова покрыта мафорией (длинное женское покрывало). Авторская работа отличается от канонического изображения святой: отсутствует нимб, изображено только лицо, отсутствует звезда на мафории, а также нет сокращенных надписей, обязательных на иконах.

Барельеф "Монахиня"

В скульптуре «Древняя Русь» отражено подчиненное положение женщины в типично мужском, патриархальном обществе: глаза смотрят вниз, губы сомкнуты, плечи осунулись, руки опущены вдоль тела, нет намека на движение… Уклад жизни и хозяйство, которым занимались женщины, отсылает современных зрителей к традициям, которые испокон веков существовали в русских деревнях. При этом видна стать и красота фигуры девушки. О том, что она не замужняя говорит, то что ее голова не покрыта, а волосы заплетены в одну косу. 

Скульптура "Древняя Русь"


В эпоху СССР женский образ был далек от возвышенно-поэтического восприятия, отчужденное любование женской красотой осталось в прошлом и шло в противовес языку соцреализма. Работы Роальда Горбушина предельно упрощённые, некоторые напоминают шаржи к ним относятся деревянные скульптуры «Смущение», «Двое», «Голова девушки», «Матрёшка».

Скульптура настенная "Матрешка"

Скульптура "Двое"

Скульптура "Смущение"
Скульптура "Голова девушки"


Сам материал зачастую подсказывает автору форму и образы. В руках скульптора буквально оживают обычные лесные коряги, и в результате рождаются настоящие произведения искусства, овеянные поэзией сказок и былин. К таким скульптурам можно отнести сюрреалистическую скульптуру «Женская фигруа» и Скульптуру «Царевна-лебедь» создана по мотивам произведения А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», которая иллюстрирует сюжет борьбы лебедя и орла. Перед зрителем женский силуэт, обрамленный стилизованным изображение поникшего лебедя. Над ним возвышается орёл. 

Барельеф "Царевна лебедь"

Скульптура "Женская фигура"


Скульптура Р. Горбушина отражает стилистическое разнообразие искусства с 1960 г. по 2000-е г., - от соцреализма до сюрреализма. В его работах отражены как лирические, так и мифологические образы, как простые открытые, так и «суровые», аскетичные женские портреты. В творчестве Роальда присутствует диссонанс, недосказанность в раскрытии сюжетов, непосредственность восприятия мира... 



Возраст:  6+
Сроки проведения:  2016 г.

 
По теме
«Музыкальная азбука»   28 марта,  в весенние каникулы, в Виртуальном концертном зале ДШИ №2 состоялось музыкально-просветительское мероприятие для дошкольников и их родителей «Музыкальная азбука».
Результаты проведения независимой оценки качества услуг в 2023 году По результатам проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры в 2023 году итоговый балл отрасли составил 83,45 
Сотрудниками специализированного отдела по борьбе с организованной преступностью Управления уголовного розыска МВД по Удмуртской Республике при силовой поддержке бойцов Росгвардии по Удмуртии по подозрению в организации
ОМВД Удмуртской Республики
Крупного наркокурьера задержали в Удмуртии при содействии спецназа Росгвардии - Росгвардия Сотрудники специального отряда быстрого реагирования Управления Росгвардии по Удмуртской Республике оказали силовую поддержку полицейским в задержании регионального курьера интернет-магазина,
Росгвардия
Административный обход 29.03.2024г. - Клинико-диагностический центр Административный обход 29.03.2024г. Очередной административный обход состоялся сегодня в стационаре Республиканского клинико-диагностического центра.
Клинико-диагностический центр
28 марта 2024 года состоялось очередное занятие школы здоровья для пациентов «Коронарный клуб» - Клинико-диагностический центр 28 марта 2024 года состоялось очередное занятие школы здоровья для пациентов «Коронарный клуб» В телемедицинской студии БУЗ УР «РКДЦ МЗ УР» собрались пациенты, которых волнует сохранение здоровья сердца и сосудов.
Клинико-диагностический центр
Удмуртия вошла в пилотный проект по созданию учебников об истории родного края - Министерство национальной политики Руководитель Администрации Главы и Правительства республики Александр Журавлев встретился с представителями ассоциации «Удмурт Кенеш», членами президиума Госсовета и профильными министерствами – национальной политики, культуры,
Министерство национальной политики